Франция17:12
Париж Левый берег Латинский квартал
Нормандия
Страны по алфавиту
Французский скульптор Огюст Роден, музей которого находится в центре Парижа недалеко от Дома Инвалидов и Музея Орсей, большую часть своей жизни работал над монументальными «Вратами Ада», навеянными «Божественно комедией» Данте и готическими соборами Франции. Многие его работы стали этюдами для этого грандиозного проекта. Среди них — знаменитый «Мыслитель», созданный Роденом в 1888 году и олицетворяющий Данте. Моделью для этой работы стал известный в те времена французский боксер Жан Бо, позировавший и для некоторых других работ скульптора. ©2010 Ирина Искакова
Собор Дома Инвалидов стал местом упокоения Наполеона Бонапарта. Спустя 19 лет после смерти великого французского императора, в 1840 году, именно там была помещена урна с его прахом, привезенным с острова Святой Елены. Словно по иронии судьбы, 200 тонн карельского порфира, из которого изготовлен саркофаг, были привезены из России и переданы в дар французскому правительству русским императором Николаем I. ©2010 Ирина Искакова
Инвалиды (Les Invalides). Так называют французы целый комплекс зданий в Париже, построенный Людовиком XIV для своих солдат. С 1706 года и до наших дней в Государственном Доме Инвалидов живут ветераны французской армии, которые не могут позаботиться о себе самостоятельно. Правда, в нынешнее мирное время количество постояльцев сократилось, а освободившиеся помещения заняли экспозиции Музея армии.
Центром всего комплекса по праву считается Собор Дома Инвалидов, знаменитый золоченый купол которого возвышается над панорамой города. Его видно с любой высокой точки — с Монмартра, смотровых площадок Нотр-Дам-де-Пари, Триумфальной Арки или башни Монпарнас. ©2010 Ирина Искакова
Люксембургский сад (le Jardin du Luxembourg) раньше был королевской резиденцией, а сегодня открыт для всех желающих. Он расположен в Латинском квартале, поэтому особенно его любят парижские студенты. Здесь для всех найдется занятие: в Люксембургском дворце заседает сенат, вокруг пруда отдыхают местные жители, туристы изучают скульптуры и фонтаны, а садовники следят за газонами, подстригают кусты и причудливо оформляют кроны деревьев сада. ©2010 Ирина Искакова
Кладбище Пер-Лашез появилось в парижском предместье в 1803 году. Предприимчивый владелец земли перенес сюда останки Мольера и Лафонтена, сделав похороны на Пер-Лашез престижными. Постепенно кладбище превратилось в некрополь знати и богемы Парижа. Внушительное надгробие стоит над могилами семьи Дом Периньон, надгробия поскоромнее украшают могилы Оноре де Бальзака и Фредерика Шопена, скромно оформлены могилы Амедео Модильяни и Марселя Марсо. А в колумбарии кладбища — таблички с именами Нестра Махно, Айседоры Дункан и Марии Каллас. ©2010 Ирина Искакова
«Жизнь в розовом цвете», «Милорд», «Нет, я ни о чем не жалею»... Ее песни слушал и принимал на бис весь Париж. Могила Эдит Пиаф, появившаяся на парижском кладбище Пер-Лашез в 1963 году, никогда не остается без цветов. ©2010 Ирина Искакова
Церковь Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache) в центре Парижа — словно родственник Собора Парижской Богоматери, взятого архитектором Лемерсье в качестве образца для строительства новой церкви богатого сословия парижских торговцев. Горгульи, витражи, скульптуры внутри церкви, выполненные в стиле готики и ренессанса, во многом напоминают главный собор Парижа. Правда, строилась церковь святого Евстафия значительно позже — с 1532 по 1640 годы. ©2010 Ирина Искакова
Здание парижской оперы широко известно как Гранд-Опера (Grand Opera). Официально оно называется Национальная академия музыки и танца, а парижане называют его Опера Гарнье (Opera Garnier) по имени архитектора Шарля Гарнье, создавшего этот архитектурный шедевр. После завершения его строительства в 1875 году на сцене Гранд-Опера публика впервые услышала оперы Люлли, Рамо, Россини, Пуччини, Глюка.
Строительство и украшение здания велось с королевским размахом: фасад украшен золочеными статуями, а во внутренние помещения (парадную лестницу, фойе и зрительный зал) водят экскурсии. ©2010 Ирина Искакова
Каждый, кто приезжает в Лондон, старается посетить Музей восковых фигур мадам Тюссо (Madame Tussauds). А в Париже вот уже более 100 лет открыт аналогичный Музей Гревэн (Musee Grevin), восковая экспозиция которого не только знакомит посетителей со знаменитостями разных стран мира, но и повествует об истории Франции. Здесь посетителей ждут Альберт Эйнштейн и Махатма Ганди, Майкл Джексон и Альфред Хичкок, сцены ареста Людовика XVI и казни Жанны Д’Арк.
Адрес музея:
10, boulevard Montmartre
75009 Paris
Станции метро:
Grands Boulevards
или Richelieu-Drouot.
Рекомендуемые крытые стоянки:
— Place de la Bourse (Стоянка Vinci)
— Drouot (въезд с улицы rue Chauchat) ©2010 Ирина Искакова
Отель де Вилль — одно из самых красивых зданий Парижа — сегодня занимает городская мэрия. До 1830 года площадь, на которой сегодня стоит здание мэрии, называлась Гревской и была местом проведения публичных казней. В 1792 году здесь впервые была применена гильотина. ©2010 Ирина Искакова
Несмотря на то, что Церковь Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache) создавалась как приход для парижских торговцев с Центрального рынка, ее масштабы и убранство могли бы поспорить со многими королевскими соборами.
В разные годы здесь крестили будущих знаменитых и великих людей Франции — Людовика XIV, Ришелье, Мольера, отпевали Ла Фонтена и мать Моцарта. ©2010 Ирина Искакова
В Церкви Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache) похоронен скончавшийся в 1683 году французский государственный деятель Жан Батист Кольбер (Jean-Baptiste Colbert). Кольбер сделал карьеру благодаря службе кардиналу Мазарини, чьи финансовые интересы он представлял и отстаивал, как свои. Мазарини порекомендовал честного финансиста королю Людовику XIV, и на новом посту Кольбер ревностно боролся с злоупотреблениями, как мы сказали бы сегодня, «в высших эшелонах власти».
И даже расходы на строительство Церкви Сент-Эсташ были пересмотрены и оптимизированы при его непосредственном участии. Надгробие над могилой Кольбера, украшающее церковь, выполнено по эскизам Шарля Лебрёна (Charles Le Brun), возглавлявшего французскую художественную школу при Людовике XIV. ©2010 Ирина Искакова
Новый мост (Pont Neuf) построили в конце XIV века три французских короля — Генрихи II, III и IV. Строительство моста имело чисто коммерческие предпосылки: растущий Париж закупал продукты у аббатства Сен-Жермен-де-Пре, расположенного на левом берегу Сены, и имевшихся сухопутных переходов через реку было уже недостаточно.
Мост простоял до наших дней, со временем получив статус «самого старого моста Парижа», а в 1991 году там развернулись события фильма «Любовники с Нового моста», снятого режиссером Лео Караксом. ©2010 Ирина Искакова
В XXI веке развитие интернета принесло нововведения в самые, казалось бы, консервативные институты. Например, в деятельность католической церкви. На официальном сайте собора Нотр-Дам-де-Пари размещена информация о возможности заказа мессы и выложена электронная форма, которую необходимо заполнить. Собор предлагает совершить мессы по различным поводам — свадьба, похороны, рождение и крещение детей, службы за здравие и за упокой. Дата мессы сообщается просителю также по электронной почте. Расценки на услуги утверждены Советом Епископов и составляют от 16 евро за 1 службу. ©2010 Ирина Искакова
Эта мраморная табличка на стене Нотр-Дам-де-Пари, расположенная у входа в сокровищницу Собора, рассказывает историю возникновения на острове Сите одного из символов Парижа: «В 1163 году при папе Александре III и во время правления короля Людовика VII, Морис, рожденный в Сюлли-на-Луаре и являвшийся в 1160-1196 годах епископом парижским, начал строительство этого собора во имя пресвятой девы Марии под именем Нотр-Дам-де-Пари.» ©2010 Ирина Искакова
Вид на остров Сите со стороны Мэрии Парижа. Сегодня в зданиях на острове, изначально служивших дворцом французских королей, расположены ведомства системы французского правосудия: Дворец Правосудия, здания министерства юстиции и судов. ©2010 Ирина Искакова
Яркий, сине-бордовый тон убранства Святой Капеллы (La Sainte-Chapelle) отличает ее от большинства соборов Парижа. Святая Капелла была сооружена в середине XIII века на острове Сите по просьбе короля Людовика Святого для хранения величайших реликвий — тернового венца и части святого креста, которые он купил у крестоносцев после их очередного похода на Константинополь. ©2010 Ирина Искакова
Франция показала всему миру истинное значение высокой кухни и научила поваров не одному гастрономическому шедевру. Даже если французский шеф вдруг вспомнит, что Франция страна аграрная, и подаст вам по-простому жареное мясо с картошкой, то по сервировке вы всё равно поймете, что вас кормит настоящий француз! ©2010 Ольга Лемешко
К началу XIX века центр Парижа, изрезанный кривыми узкими улочками и хаотично застроенный старыми зданиями, столкнулся с проблемами гигиены, перенаселенности и транспортной перегруженности. Состоятельные парижане покидали свои дома и переселялись за город, оставляя центральные районы беднякам и нищим. Многочисленные планы перестройки города были воплощены в жизнь после того, как в 1852 году Наполеон III провозгласил себя императором. Префект Парижа барон Осман снес устаревшие кварталы и проложил через город сеть широких авеню и проспектов. Словно реки, они пересекают жилые кварталы города. С именем барона Османа связано создание знаменитых парижских Больших бульваров (Les Grands Boulevards), один из которых носит его имя. ©2010 Ольга Лемешко
Первые постройки, ставшие впоследствии частью Лувра, появились еще в 1190 году. В то время это была мощная крепость, построенная на берегу Сены королем Филиппом Августом для обороны города. Несколькими веками позже Карл V решил превратить ее в королевскую резиденцию, а в XVI веке король Франциск I приказал снести крепость и построить на ее месте новый дворец. Он же начал собирать коллекцию произведений искусства, ставшую основой знаменитой на весь мир коллекции Лувра. Сегодня в Лувре хранится несколько тысяч шедевров из разных стран мира, самыми знаменитыми из которых считаются «Джоконда» Леонардо да Винчи, античная статуя Венеры Милосской и древнегреческая скульптура Ники Самофракийской. ©2009 Наталья Лейбина
Для того, чтобы разбить возле Лувра сад Тюильри, пришлось снести целый ремесленный квартал, жители которого занимались производством черепицы. В название сада осталось воспоминание о черепичных дел мастерах, ведь «tuile» в переводе с французского означает «черепица». В конце ХХ века французское правительство приняло решение о восстановлении пришедшего в некоторое запустение сада в первоначальном виде, изначально созданным Андре Ленотром (12.03.1613 — 15.09.1700), главным садовником короля Людовика XIV и основателем парка в королевском Версале. Сегодня сад Тюильри — одно из любимых парижанами мест, где можно гулять, кататься на роликах, сидеть на лавочках или шезлонгах. Вот только с собаками туда вход воспрещен. ©2009 Наталья Лейбина
Станция метро «Ситэ» (Cité). Открыта 10 декабря 1910 года.
Сегодня в парижском метро работают шестнадцать линий, хитро переплетенных между собой и соединяющих разные части города в одну транспортную систему. Технический прогресс достиг таких высот, что с октября 1998 года на 14-й линии поезда следуют без машиниста, а процесс движения полностью компьютеризирован. В настоящее время ведутся работы по автоматизации 1-й линии метрополитена. ©2010 Ольга Лемешко
Станция «Люксембург» — одна из 33 станций системы RER, расположенных в границах Парижа. Интересно, что многие поездки в пределах города с использованием RER занимают меньше времени, чем если бы вы выбрали метро.
Парижская подземка уступает московской по красоте убранства. Здесь на большинстве станций нет ни мрамора, ни мозаичных панно, ни авторских плафонов. Парижане свое метро не любят и предпочитают автомобиль, оставляя подземку приезжим и гостям столицы. Вагоны маленькие, узкие, и в «час-пик» в бывает тесновато. К тому же, казалось бы, банальный вопрос «Вы выходите?» задавать стоящему впереди пассажиру здесь не принято, и люди молча ломятся к выходу, что существенно осложняет поездку в переполненных вагонах. ©2010 Ольга Лемешко
RER (полное официальное название фр. Réseau Express Régional d’Île-de-France, «Сеть экспрессов региона Иль-де-Франс») — пригородная электричка Парижа, интегрированная с парижским метрополитеном. Ее поезда проходят через город под землей, связывая центр с окраинами. На RER можно добраться, например, до Версаля, Диснейленда, парижских аэропортов Шарль де Голль и Орли. ©2010 Ольга Лемешко
Комплекс Дворца Правосудия (Palais de Justice) занимает примерно треть острова Сите (île de la Cité). Сегодня в нем располагаются основные юридические ведомства Французской Республики. Вход на территорию дворца открыт для желающих. Правда, пройти придется через боковой вход, ведущий через двор Святой Капеллы (la Sainte Chapelle), поскольку парадные ворота дворца держат закрытыми. ©2010 Ольга Лемешко
На месте, где сегодня располагается Дворец правосудия (Palais de Justice), с Х по XIV века находилась резиденция французских королей. До наших дней от нее сохранились Святая Капелла (la Sainte Chapelle), в которой долгое время находилась выкупленная французскими королями частица тернового венца Иисуса, и массивное здание Консьержери (la Conciergerie), которое во времена Французской революции использовалось как тюрьма для государственных преступников. Именно там доживала свои последние дни приговоренная к казни на гильотине королева Мария Антуанетта. По иронии судьбы позже в той же камере ждал казни и Робеспьер. ©2010 Ольга Лемешко
©2010 Ольга Лемешко
«В Париже лучшие каштаны на площади Пигаль. Сюзанна особенно любит их осенью, она пришлет вам свежую партию...» Именно этим паролем обменивались герои многосерийной киноэпопеи «Ставка больше, чем жизнь», снятого польскими кинематографистами в конце 60-х годов прошлого века по произведению Анджея Збыха. ©2010 Ольга Лемешко
Все крупные магазины и музеи Парижа, многочисленные рестораны, бары, кофейни оборудованы современными и чистыми туалетами, воспользоваться которыми может каждый желающий. Тем не менее, в случае необходимости не обязательно искать поблизости музей. Современными туалетными кабинами на улицах Парижа можно воспользоваться совершенно бесплатно, о чем говорит надпись на их крыше. ©2010 Ольга Лемешко
Осенью на улицы Парижа выходят продавцы жареных каштанов. Всего за несколько евро вам насыплют их целый кулек. А еще каштаны, засахаренные в сиропе, продаются в кондитерских. Жареные каштаны — такой же символ Парижа, как аккордеон в городском парке или кораблики на Сене.
В романе «Милый друг» («Bel-Ami») Ги де Мопассана главный герой приносил Клотильде пакетик ее любимых каштанов:
«Дю Руа дошел до внешнего бульвара. Затем неспешным шагом двинулся по бульвару Мальзерба. Проходя мимо кондитерской, он увидел засахаренные каштаны в хрустальной вазе. „Возьму-ка ливр для Клотильды“, — подумал он и купил этих сладостей, которые она любила до безумия. В четыре часа он был уже дома и поджидал свою молодую любовницу.
Она немного опоздала, — оказалось, что к ней на неделю приехал муж.
— Приходи к нам завтра обедать, — предложила она. — Он будет очень рад тебя видеть.
— Нет, я обедаю у патрона. Мы заняты по горло, — у нас бездна политических и финансовых вопросов.
Она сняла шляпу. Затем начала расстегивать корсаж, который был ей немного тесен.
Он показал глазами на пакет, лежавший на камине.
— Я принес тебе каштанов в сахаре.
Она захлопала в ладоши:
— Какая прелесть! Ах ты, мой милый!
Она взяла пакет, попробовала и сказала:
— Объедение! Боюсь, что скоро от них ничего не останется. — Затем, бросив на Жоржа задорный и чувственный взгляд, добавила: — Значит, ты снисходишь ко всем моим слабостям?
Она медленно ела каштаны и все время заглядывала в пакет, как бы желая удостовериться, что там еще что-то осталось.» ©2010 Ольга Лемешко
Пусть полный свет вокруг струится
Пусть полный свет ласкает лица
И Нотр-Дам и Пантеон
Пусть полный свет на город ляжет
Пусть полный свет нам всем расскажет
Как нашим душам нужен он
Луи Арагон ©2010 Ольга Лемешко
Практически круглый год по Сене курсирует множество речных трамвайчиков, завлекающих туристов в увлекательное путешествие вдоль знаменитых набережных, мостов, парков и дворцов Парижа. С реки открываются потрясающие виды на Лувр, музей Орсэ, Эйфелеву башню, Собор Парижской богоматери, остров Сите и другие достопримечательности, расположенные по берегам Сены.
Круизы предлагают компании Bateaux Mouches (основана в 1949 году господином Jean Bruel) и Bateaux Parisiens (основана в 1956 году директором ресторана «Эйфелева башня» господином Andre Pignarre) — одни из сильнейших игроков на этом направлении. В 2010 году эти компании обслужили более четырех миллионов пассажиров. ©2010 Ольга Лемешко